OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: Королева бельканто, Гайдн и другое

Роман Рудницкий, 8 декабря 2018 в 3:20

Фестиваль опер Доницетти в Бергамо — 2018: Королева бельканто, Гайдн и другое

© Gianfranco Rota

 

 

Настоящий фестиваль, посвященный творчеству Доницетти, проходил в этом году в родном городе композитора всего лишь в четвертый раз, хотя и раньше в Бергамо регулярно ставились его оперы, в том числе малоизвестные. Как и раньше, нынешняя фестивальная программа состояла из двух оперных постановок, а также различных концертов. Поскольку мое посещение Бергамо в этом году началось именно с концертов, с них я и начну свой рассказ.

Но прежде хочется отметить, что у молодого фестиваля уже появилось собственное лицо, возникли весьма симпатичные традиции. Так, на улицах Верхнего города из динамиков, расположенных при входе в различные кафе и рестораны, в эти дни постоянно звучали фрагменты опер Доницетти, как знаменитых, так и значительно менее известных. Были и другие приятные мелочи. Например, после концерта Мариэллы Девиа при выходе из театра всех угощали конфетами местных кондитеров, а после оратории «Сотворение мира» на улице всем желающим бесплатно предлагали согреться глинтвейном.

Но главное, конечно, не это, а общий уровень фестиваля, который явно растет: в этом году, наверное, среди его участников было рекордное число оперных звезд первой величины. К тому же, как я уже отмечал в прошлом году, в Бергамо в последнее время господствует строго научный подход к предлагаемым операм. Теперь все они исполняются по критическим изданиям и в максимально полном виде, хотя еще несколько лет назад там довольно часто можно было столкнуться с крайне досадными купюрами.

На открытии нынешнего фестиваля, которое состоялось 22 ноября, звучали фрагменты опер Доницетти и Россини, почтить 150-ю годовщину смерти которого решили и здесь. К сожалению, этот концерт, в котором участвовали Даниэла Барчеллона и Джессика Пратт, мне посетить не удалось, поскольку я прибыл в Бергамо несколько позже.

Зато мне посчастливилось присутствовать при другом, не менее значимом событии: это концерт Мариэллы Девиа 28 ноября, где она исполнила финальные сцены трех «тюдоровских» опер Доницетти: «Анны Болейн», «Марии Стюарт» и «Роберто Деверё». За свою долгую карьеру эта уникальная певица много раз исполняла главные партии во всех трех названных операх, а сейчас, уже официально попрощавшись со сценой, она время от времени выступает с подобной тематической концертной программой. На этот раз программа оказалась особенно актуальна, поскольку главной постановкой фестиваля стала четвертая (а вернее — первая по времени написания) опера Доницетти из истории Англии эпохи Тюдоров: «Замок Кенильворт».

Помимо финалов в программу концерта вошли и увертюры к тем же операм, исполненные Филармоническим оркестром фестиваля пианистов Брешии и Бергамо под управлением маэстро Джузеппе Саббатини, в прошлом известного тенора, а в последние годы активно выступающего уже в качестве дирижера. Отдельно хочется отметить, что прозвучала и увертюра к «Марии Стюарт», написанная композитором позже самой оперы и довольно редко включаемая в ее постановки и записи.

В концерте также участвовали хор «Доницетти опера» под руководством Фабио Тартари и солисты: меццо-сопрано Федерика Витали, тенор Франсиско Брито, баритон Лоренцо Барбьери, бас Алессандро Раввазио.

К сожалению, сцена из «Анны Болейн» на этот раз прозвучала не вся: только хор, речитатив и ария Al dolce guidami. Финал со знаменитой кабалеттой Coppia iniqua Девиа исполнять не стала — возможно, ей уже тяжело петь столь быструю и виртуозную музыку, хотя еще совсем недавно в подобных концертах все три финала она исполняла полностью. В остальных же двух сценах, прозвучавших без купюр, она продемонстрировала просто фантастическую для своего возраста вокальную форму, а после финала «Марии Стюарт» кто-то в зале громко крикнул: «Regina!» («Королева!»). Безусловно, Девиа по-прежнему королева — королева бельканто! Особенно потрясло, как она бесконечно долго держала ноту в молитве Deh, Tu d’un umile. Трудно поверить, что в 70 лет возможно так петь. Завершила же она финальную кабалетту Марии эффектным верхним ре.

В заключение прозвучала финальная сцена из «Роберто Деверё», после которой публика долго не отпускала певицу со сцены, тщетно выпрашивая бис. Увы, сама Девиа и Саббатини (в прошлом, кстати, выдающийся исполнитель заглавной партии в этой же опере) дали понять, что певица устала и больше петь не будет.

 

Непосредственно в день рождения Доницетти, 29 ноября, в величественной базилике Санта-Мария Маджоре было представлено произведение, на первый взгляд никак с Доницетти не связанное: оратория Гайдна «Сотворение мира». Однако это было не совсем обычное исполнение: слушателям была предложена итальянская версия, впервые прозвучавшая в 1808 году в соседнем «Театро Сочале» под управлением Джованни Симоне Майра, а в хоре тогда пел его юный ученик Доницетти.

К сожалению, в исполнении оратории не смогла участвовать заявленная ранее Сусана Маркова, вместо нее партии архангела Гавриила и Евы исполнила молодая певица Анджела Низи, которую на прошлом фестивале мне уже довелось слышать в опере Майра «Какие оригиналы!». У Низи неплохие вокальные данные, однако техника пока еще оставляет желать лучшего, а верхние ноты, как и год назад, звучали чересчур пронзительно. Несколько лучше, хотя и не без огрехов в виде эпизодических хрипов, спел архангела Уриила тенор Диего Годой. На их фоне явно выделялся бас-баритон Лука Титтото (архангел Рафаил и Адам) — наиболее профессиональный и яркий певец в этой тройке солистов. Зато совершенно блестяще звучали хор Венгерского радио и оркестр I virtuosi italiani под управлением Коррадо Ровариса.

Интендант фестиваля Франческо Микели, сам театральный режиссер, привнес в исполнение оратории некоторые театральные элементы. Так, над помостом в центре базилики, где располагались хор и оркестр, был натянут большой кусок ткани квадратной формы. На него проецировались различные изображения (большей частью абстрактные) и отдельные слова, выхваченные из текста оратории. Солисты же исполняли свои партии не только с помоста, но и с двух кафедр, располагающихся по сторонам от главного алтаря.

Своеобразным апофеозом этого действа стало появление в последней части Древа познания добра и зла, рядом с которым Адам и Ева исполнили свой дуэт, а затем медленно удалились в глубину храма — туда, где расположены надгробия Майра и Доницетти.

Приятно удивила реакция публики, сохранявшей полную тишину не только между ариями, но даже между частями оратории и лишь по окончании разразившейся аплодисментами.

В программу фестиваля также традиционно входили различные камерные концерты и даже специальные спектакли для детей, которых организаторы таким способом стараются приобщить к опере.

Я за время своего пребывания в Бергамо побывал на двух камерных концертах, причем так совпало, что оба раза звучали исключительно духовые инструменты (правда, во втором случае с участием вокалистки).

Первый концерт, из цикла «Исторические жилища», проходил в старинном палаццо Морони, где солисты оркестра Academia Montis Regalis на инструментах того времени или их точных копиях исполнили произведения Майра, Ригини и, конечно же, Доницетти.

Второй концерт под названием «Полет филина: Доницетти и изгнание» проходил в родном доме композитора на улице Борго Канале. Доницетти, обладавший изрядным чувством юмора, в шутку называл себя «филином из Бергамо» по аналогии с «лебедем из Пезаро» — Россини. А «изгнание», попавшее в подзаголовок концерта, на протяжении многих лет оставалось своеобразным лейтмотивом его творчества. Названия некоторых его опер говорят сами за себя: «Ссыльные в Сибири» (фрагмент этой оперы вошел в концерт»), «Римский изгнанник» и т. д. Вообще же тема изгнания, жизни на чужбине возникает в его операх постоянно.

Помимо инструменталистов (на этот раз местного духового квинтета «Оробие», исполнившего транскрипции увертюр и хоров Доницетти, а также арии Камоэнса из «Дона Себастьяна») в концерте участвовала юная певица Холли Чолач, ставшая для меня настоящим открытием. В ее исполнении прозвучали каватина Линды ди Шамуни, кабалетта Селы из «Всемирного потопа», финальная ария Анны Болейн (увы, вновь, как и у Мариэллы Девиа, без заключительной кабалетты) и сразу две арии Лючии — каватина из первого действия и центральная часть сцены сумасшествия. Все это было красиво исполнено легким и звонким колоратурным сопрано, с многочисленными украшениями, а главное — с прекрасным чувством стиля. Вполне возможно, что в будущем эта молодая девушка станет выдающейся исполнительницей опер бельканто.

Упомянутые концерты были приятным дополнением к основной программе  фестиваля, но главными событиями, конечно, стали постановки двух редчайших опер Доницетти, о которых я расскажу далее.

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

 

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot