OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Фестиваль Доницетти в Бергамо

Роман Рудницкий, 10 декабря 2017 в 16:08

Фестиваль Доницетти в Бергамо

 

                                                                                 © Fondazione Donizetti

 

 

Формально фестиваль, посвященный Доницетти, существует в его родном городе довольно давно, но только в последние два-три года он обрел форму настоящего фестиваля, на который можно приехать из другой страны, чтобы за несколько дней посетить основные постановки и концерты. Во многом это заслуга нового руководителя — энергичного Франческо Микели.

В прошлом году в Бергамо давали раритетную «Розамунду Английскую» со звездным составом и не менее раритетную комическую оперу «Оливо и Паскуале», причем эти оперы шли в разных театрах: первая в театре Доницетти в Нижнем городе, а вторая — в Театро Сочале, расположенном в Верхнем городе. В этом году театр Доницетти закрылся на длительную реставрацию, поэтому фестивальные мероприятия проходили в Театро Сочале.

Первой оперой, которую я посетил в этом году (2 декабря), стал «Саардамский бургомистр», написанный Доницетти в 1827 году и впервые поставленный в Неаполе. В Бергамо была представлена вторая редакция оперы — миланская 1828 года. Интересно отметить, что это уже вторая опера Доницетти, посвященная приключениям Петра Первого, инкогнито плотничающего в Голландии. Другую оперу, «Петр Великий», можно услышать на сцене театра «Санкт-Петербург опера», а в 2019 году, к 200-летию со дня премьеры, ее планируют поставить и в Бергамо.

«Саардамский бургомистр» имел в Неаполе умеренный успех, а в Милане и вовсе провалился. С тех пор он ставился всего один раз — в 1973 году в Зандаме (современное название Саардама, где и происходит действие оперы).

По сюжету в Саардаме работают на верфи два Петра: переодетый русский царь и дезертир Петр Флиман. Бургомистру сообщают, что некий Петр — не тот, за кого себя выдает. Под подозрение у него сразу же попадает Флиман, к тому же влюбленный в его воспитанницу. Возникает путаница, но заканчивается все хорошо, как и положено в опере-буффа. На этот же сюжет позднее была написана опера Альберта Лортцинга, довольно регулярно ставящаяся в немецких театрах и даже идущая в московском театре имени Покровского.

Постановка в Бергамо была основана на автографе Доницетти, все музыкальные номера исполнялись полностью, немного сокращены только речитативы secco. От записи из Зандама эта версия немного отличалась, в частности, иначе звучал финал первого действия, а также была восстановлена центральная часть большой арии царя Петра во втором действии. Не было короткого марша в начале второго действия, но есть вероятность, что этот марш с явными цитатами из «Севильского цирюльника» — просто шуткa голландских постановщиков, не имеющая отношения к партитуре Доницетти.

Режиссер Давиде Феррарио перенес действие в несколько более позднюю эпоху, но ничего не менял в сюжете. Декорации, как и следует по либретто, представляли то верфь со строящимся кораблем, то таверну, причем их смена происходила прямо на глазах у зрителей: корабль переворачивали, и он внезапно превращался в стену таверны с большим столом. На заднике время от времени показывали различные инсталляции. Почему-то некоторые из них представляли виды самого Бергамо, что плохо вяжется с сюжетом. А во время вышеупомянутой арии Петра, в которой он мечтает сделать Россию европейской страной, нам показывали чертежи петербургских построек еще одного выдающегося уроженца Бергамо — Джакомо Кваренги. Это явно связано с отмечаемым в этом году двухсотлетием со дня смерти архитектора, которого очень ценят на родине.

Из исполнителей хочется особо выделить баритона Джорджо Каодуро в партии Петра Первого, продемонстрировавшего отличную технику, понимание стиля и прекрасную актерскую игру. Хорош был и тенор Хуан Франсиско Гатель в партии Флимана. Бас-буффо Андреа Кончетти был неплох, но колоратурная техника у него все же оставляет желать лучшего. Сопрано Ирина Дубровская в партии Мариетты начала не слишком удачно, но постепенно распелась, финальное рондо спела уже очень хорошо. В небольшой партии Карлотты выступила японка Айя Вакидзоно, ранее в этом году исполнявшая маркизу Клариче в «Пробном камне» в Пезаро. Фестивальный оркестр под управлением Роберто Рицци Бриньоли звучал достойно.

На следующий день, 3 декабря, давали своеобразный диптих: первую его часть составила одноактная комическая опера учителя Доницетти Иоганна Симона (или, как его стали называть после переезда в Италию, Джованни Симоне) Майра «Какие оригиналы!», написанная 1798 году. В центре сюжета — страстный любитель музыки дон Фебео и две его дочки. В одну из них влюблен дон Каролино, ничего не понимающий в музыке, но дон Фебео и слышать не хочет о таком зяте. После серии переодеваний дон Каролино все-таки добивается руки своей возлюбленной Аристеи под видом знаменитого композитора.

Музыка этой оперы довольно типична для конца XVIII века, но кое-где уже проскальзывают формы, характерные для будущих шедевров Россини и Доницетти. Например, можно отметить большую четырехчастную арию дона Каролино, предвосхищающую типичную для бельканто la solita forma.

Постановка молодого режиссера Роберто Каталано была незатейливой, но приятной и веселой.

Что касается исполнителей, тут особенно выделялась меццо-сопрано Кьяра Амару в партии донны Аристеи, главной героини оперы. Интересно, что в одноактной, хоть и довольно длинной опере я насчитал у нее сразу три большие арии, не считая ансамблей. Значительно слабее была сестра Аристеи Розина — сопрано Анджела Низи, звучавшая чрезвычайно пронзительно, а иногда, как мне показалось, не очень чисто. Порадовал тенор Леонардо Кастеллацци (дон Каролино). Сложное впечатление произвел знаменитый бас-буффо Бруно Де Симоне в партии дона Фебео. Безусловно, это яркий актер, но его вокал вызывал вопросы, иногда он просто переходил на крик. Значительно аккуратнее и стилистически точнее был Омар Монтанари в партии хитрого слуги Бискромы. Довольно посредственно спела служанку Челестину Джоя Крепальди.

После антракта прозвучала драматическая сцена Доницетти «Пигмалион» — его первое сценическое произведение, по сути кантата для тенора, блестяще исполненная Антонино Сирагузой. В крошечной партии Галатеи опять выступила Айя Вакидзоно.

Пигмалион обитал во вполне современной квартире с огромной кроватью и висящим на стене телевизором, но все так же страдал от любви к собственному созданию. Конечно, в музыке этой сцены еще трудно узнать Доницетти, но все же послушать ее в хорошем исполнении было любопытно.

Дирижировал обоими произведениями Джанлука Капуано, играл оркестр Академии Ла Скала.

Завершился фестиваль концертом Хуана Диего Флореса, аккомпанировал пианист Винченцо Скалера. Концерт произвел на меня неоднозначное впечатление. Во-первых, первоначально ожидалось, что он будет полностью посвящен творчеству Доницетти, что было бы логично в рамках такого тематического фестиваля. К тому же партий в операх Доницетти Флорес за свою карьеру спел множество, даже в таких раритетах, как «Алахор в Гранаде» или «Елизавета». Но в итоге только в первом отделении звучал Доницетти: песни Lamor funesto и Me voglio fana casa, а также арии из «Фаворитки», «Лючии ди Ламмермур» и «Роберто Деверё». Сперва Флорес явно приноравливался к специфической акустике театра, но в ариях уже зазвучал значительно лучше.

Второе отделение он открыл арией Родриго из россиниевского «Отелло», и это было моим самым большим разочарованием вечера, поскольку колоратуры ему давались тяжело, иногда он брал дыхание в середине слова. Более удачно прозвучали арии из «Вертера» и «Богемы», но это совсем не то, что мне хотелось услышать от Флореса, как и последующие «Ломбардцы» с «Травиатой».

Было много бисов, в том числе два из Доницетти — «Любовный напиток» и «Дочь полка» с девятью верхними до.

Хочется верить, что замеченные мной проблемы были связаны с временным нездоровьем певца, а не с общей тенденцией к «утяжелению» голоса и утрате былой легкости и подвижности…

В заключение отмечу, что уже объявлена основная программа следующего фестиваля, который пройдет в Бергамо в ноябре-декабре 2018 года. Будут представлены еще две редкие оперы Доницетти: «Генрих Бургундский» и «Замок Кенильворт». Позднее станет известно о фестивальных концертах.

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot