OperaTime.ru

Главная > Рецензии > «Анна Болейн» в Вероне, 29.04.2018

Роман Рудницкий, 1 мая 2018 в 12:44

«Анна Болейн» в Вероне, 29.04.2018

© Ennevi

 

Премьера «Анны Болейн» Доницетти в постановке Грэма Вика состоялась в Филармоническом театре Вероны 24 марта 2007 года. Главные партии тогда исполняли Мариэлла Девиа, Микеле Пертузи, Лаура Польверелли и Франческо Мели. Особенно хочется отметить, что опера в 2007 году исполнялась почти без купюр, сокращены были только две арии Ричарда Перси. «Анна Болейн» — очень большая опера, но услышать ее в театре полностью в наше время почти невозможно, практически во всех постановках делаются более или менее существенные купюры. Пожалуй, единственное исключение — фестиваль Доницетти в Бергамо, где опера уже исполнялась без купюр и по критическому изданию.

Надо сказать, что и сам Доницетти через десять лет после написания оперы, в 1840 году, подготовил для новой миланской постановки несколько более лаконичную версию, однако «канонической» все-таки принято считать оригинальную редакцию 1830 года, положенную в основу в том числе и веронской постановки.

Поскольку для меня всегда особенно важно услышать произведение в максимально полном и близком к авторскому замыслу виде, я решил посетить возобновление этой постановки, надеясь, что опера будет исполнена в том же объеме, что и 11 лет назад. Увы, сокращено было значительно больше музыки. Если первое действие прозвучало почти полностью, то во втором традиционно купировали почти все повторы в кабалеттах, что весьма негативно сказалось на моем восприятии. Впрочем, даже в таком виде спектакль продолжался почти четыре часа.

Грэм Вик — довольно неоднозначный режиссер, любящий эпатировать публику, но на этот раз он создал вполне гармоничный и даже отчасти традиционный спектакль. Основа сценографии — большой прямоугольный помост, на котором располагаются немногочисленные предметы: кровать с балдахином, два стула, символизирующие троны Генриха и Анны, ближе к концу — огромный меч. Причем все эти символы, в отличие от некоторых более поздних постановок Вика, легко «считываются». Например, к началу второго действия » трон» Анны опрокинут, а позднее она сама поднимает его и сажает туда свою соперницу — будущую королеву Джейн Сеймур.

Интересны и костюмы, в целом соответствующие исторической эпохе, но с некоторыми вольностями, такими как изображение дракона на груди у Генриха и многочисленных глаз вокруг — тоже вполне понятные намеки.

Я присутствовал на первом спектакле серии, и перед началом объявили, что сразу две певицы плохо себя чувствуют. Мартина Белли отменила свое выступление, вместо нее партию пажа Сметона очень достойно исполнила опытная Мануэла Кустер.

Аннализа Строппа, несмотря на неважное самочувствие, все же выступила в партии Джейн Сеймур. В первом действии было заметно, что певице тяжело, голос звучал немного стерто, хотя она отчасти компенсировала это очень экспрессивной игрой. К своим главным номерам во втором действии — дуэту с Анной и арии — она распелась и показала красивый голос в сочетании с отличной техникой.

Генриха Восьмого пел Мирко Палацци, бас, которого я уже слушал в разных театрах неоднократно. Если раньше он казался мне довольно скучным певцом, хоть и техничным, то за последнее время он явно вырос как артист. Это стало заметно в прошлом году в Вильдбаде, где он очень ярко спел Магомета Второго в одноименной опере Россини, но и в партии Генриха он был вполне органичен. Правда, мне немного не хватало у него насыщенных низов, а в терцете из второго действия голос у него один раз сорвался.

Могу с уверенностью сказать, что Антонино Сирагуза — лучший исполнитель партии Перси, какого я слышал, включая и записи. Почему-то эту партию, несмотря на большой объем и сложность, редко поют певцы первого положения, в число которых он, безусловно, входит. Следует отметить, что голос Сирагузы плохо ложится на запись, но в театре он звучит великолепно. Были у него и вставные верхушки, и даже красивейшая трель в кабалетте из первого действия, которую ранее я слышал только у Джерри Хэдли в студийной записи под управлением Ричарда Бонинга. И особенно печально, что партия Перси в Вероне наиболее пострадала от купюр: без повторов остались обе его сольные кабалетты, а также дуэт с Анной в первом действии и терцет во втором.

Осталось написать об исполнительнице заглавной партии — Ирине Лунгу. Ее трактовка показалась мне немного непривычной. Лунгу явно отошла от традиции, восходящей к Каллас, и скорее ориентировалась на свою предшественницу в этой же постановке — куда более сдержанную и при этом стилистически безупречную Мариэллу Девиа. Здесь не было переигрывания, не было веристских страстей, а был настоящий праздник чистого бельканто. Конечно, это не значит, что она не работала над образом — образ был, но героиня Лунгу показалась мне куда более нежной и ранимой, чем обычно изображают Анну.

Оркестр под управлением Жорди Бернасера звучал сочно, ярко, но при этом очень аккуратно, нигде не глушил певцов.

После спектакля всем исполнителям достались бурные и длительные овации, я не услышал ни одного негативного возгласа, что в Италии случается не так часто.

Но я продолжаю надеяться, что однажды услышу эту оперу в театре полностью — так, как ее написал Доницетти.

Комментарии: