OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Три вечера в Гамбурской государственной опере. Альцина

Роман Рудницкий, 8 октября 2018 в 23:20

Три вечера в Гамбурской государственной опере. Альцина

© Hans Jörg Michel

 

Главной целью моей поездки в Гамбург была «Альцина» Георга-Фридриха Генделя в постановке Кристофа Лоя.

Стоит отметить, что Гамбург сыграл большую роль в жизни Генделя. В юности он провел здесь три года — с 1703 по 1706, и именно здесь были поставлены его первые четыре оперы — «Альмира», «Нерон», «Флориндо» и «Дафна». Из этих опер частично сохранилась лишь первая — «Альмира», три другие полностью утрачены. Многие из зрелых лондонских опер Генделя также исполнялись в Гамбурге при жизни композитора, однако «Альцина» была впервые исполнена здесь лишь в 1965 году (гастрольная шведская постановка).

Лой поставил «Альцину» в Гамбургской государственной опере еще в 2002 году, а нынешнее возобновление — первое с того времени. Позже режиссер вернулся к этой опере, буквально полгода назад в другой его постановке в парижском театре на Елисейских полях заглавную пвртию исполнила Чечилия Бартоли. К сожалению, о версии, шедшей в Париже, а ранее в Цюрихе, я мало могу сказать, но она явно отличалась от гамбургской.

Гамбургская постановка заинтересовала меня в первую очередь участием трех выдающихся певцов-виртуозов, специалистов по опере эпохи барокко: контратенора Франко Фаджоли, сопрано Юлии Лежневой и контральто Сони Прины. Участие Лежневой было особенно интересно, поскольку эта певица крайне редко поет в полноценных оперных постановках, предпочитая концерты или концертные исполнения опер.

К сожалению, опера исполнялась с купюрами, но все-таки музыки в этой постановке было значительно больше, чем это принято в наше время. Отсутствовали арии Руджеро из первого действия La bocca vaga и Оронте из второго È un folle, un vile affetto. Зато все остальные арии прозвучали полностью, с сохранением традиционной для опер Генделя трехчастной формы da capo, которую в наше время довольно часто разрушают, тем самым существенно искажая структуру барочной оперы. Кроме того, были исполнены балетные дивертисменты, которые в современных постановках почти всегда купируют.

В постановке Лоя волшебный мир Альцины — это XVIII век, эпоха Генделя, мир пышных платьев и париков. И в этот мир внезапно вторгается современность в лице Брадаманты и Мелиссо в камуфляже. Суровая реальность постепенно захватывает волшебный остров, и вот уже к концу оперы все, включая саму Альцину, оказываются одеты в современные костюмы. Сказочный мир уничтожен, а Руджеро, который вроде бы должен ликовать, воссоединившись со своей Брадамантой, почему-то в конце падает замертво.

Но собственно волшебства в постановке Лоя практически не наблюдалось. Даже Астольфо, по сюжету оперы превращенный Альциной в дикого зверя, тут скорее напоминал сумасшедшего, одетого в лохмотья. А в финале, когда чары Альцины рассеиваются и к ее заколдованным поклонникам возвращается человеческий облик, в этой постановке отсутствовал хор, а все его реплики исполняли сами солисты. Вообще исполнение хоровых партий солистами — обычное явление для опер Генделя, но как раз в «Альцине» предусмотрено участие полноценного хора, без которого постановщики решили обойтись.

Как я и ожидал, лучшими в спектакле были Франко Фаджоли (Руджеро) и Юлия Лежнева (Моргана). Фаджоли в очередной раз продемонстрировал блестящую технику, огромный диапазон (особенно ярко продемонстрированный в виртуозной арии из третьего действия Sta nell’ircana) и артистизм. Остается только пожалеть, что одна из его арий оказалась купирована.

Лежнева, как мне показалось, начала немного неуверенно, но уже во второй арии — знаменитой Tornami a vagheggiar — показала все, на что она способна, получив заслуженную овацию. Все последующие арии Морганы публика принимала с не меньшим энтузиазмом. Голос ее заметно окреп за последние годы, если раньше ее иногда упрекали в недостаточной мощи голоса, то сейчас ее прекрасно слышно даже в огромном зале Гамбургской оперы.

Несмотря на некоторые шероховатости исполнения, сильнейшее впечатление на меня произвела также Соня Прина в партии Брадаманты. Возможно, сейчас она не в лучшей вокальной форме, но все же у Прины красивейший тембр, не говоря о том, что она всегда была выдающейся актрисой.

К сожалению, не обошлось и без ложки дегтя, которой стала исполнительница заглавной партии – сопрано Агнета Айхенхольц. Для меня остается загадкой, почему на эту партию пригласили именно ее: певица явно не специализируется на барочной опере и вообще не умеет ее петь, к тому же ей совершенно не даются колоратуры, которых в партии Альцины множество. Несколько лучше у нее получились медленные арии — lamenti, виртуозные же фрагменты прозвучали из рук вон плохо. Правда, играла свою роль она в целом неплохо.

Довольно слабой показалась мне и кореянка Нареа Сон в партии Оберто. Из трех арий Оберто более-менее прилично прозвучала разве что вторая — Fra speme e timore.

Неплохо, хотя и без особых откровений, справились со своими партиями тенор Зиад Неме (Оронте) и бас Алин Анка (Мелиссо).

Риккардо Минази, специалист по музыке барокко, на этот раз дирижировал обычным современным оркестром Гамбургской оперы, к которому были добавлен китаррон (басовая лютня) и клавесин.

В целом это был прекрасный спектакль, хотя он мог бы стать еще лучше, если бы театр нашел другую исполнительницу главной партии.

 

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе “Они нас поддержали”.

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot