OperaTime.ru

Главная > Интервью > Айгуль Ахметшина: Миссия искусства – это объединение людей, пробуждение высоких чувств, эмоций, человечности!

Анатолий Руднев, 18 октября 2019 в 20:41

Айгуль Ахметшина: Миссия искусства – это объединение людей, пробуждение высоких чувств, эмоций, человечности!

 

Айгуль Ахметшина — cамая молодая исполнительница Кармен в Истории Royal Opera House, лауреат нескольких международных конкурсов, обладательница первой премии Международного конкурса Belveder, список можно продолжать…
И все это в 23 года!
Большинство вокалистов не достигают этого за всю свою творческую жизнь… В преддвериe дебюта Айгуль в Deutsche Oper Berlin* публикуем нашу беседу с певицей…

 

 

Когда вы впервые выступили перед публикой?

Лет в 6–7. Я тогда пела национальную башкирскую песню у себя, в Доме культуры, это для меня тогда была огромнейшая аудитория – человек 200 наверное. Потом я там выступала на все праздники. Все меня тогда так и звали: «Айгуль-певица» (улыбается).

А где вы росли?                        

Я росла в деревне, где-то 3 часа на машине до Уфы. Какая там опера! В Уфу я уехала, когда мне было 14 лет, поступила в музыкальный колледж. Только там я стала понимать, что да, я иду в эту профессию, буду певицей.

Kак часто вспоминаете детство?                                        

Как-то нет времени вспоминать детство. Я и в детстве была все время чем-то занята: школа (хотя обычная школа была второстепенной, на первом месте у меня всегда была музыка), муз.школа, танцы, спортивная секция. Умудрилась даже играть у себя в башкирском театре. Мама меня вечно ругала, потому что я как уходила из дома рано утром, так только вечером и возвращалась (а мобильных телефонов тогда ещё не было). Любила играть, кататься на санках, но всегда было осознание того, что надо работать, идти вперёд. Наверное поэтому мои близкие друзья, которые старше меня, говорят: «Ты какая-то нетипичная 23-летняя девушка». Я достаточно серьёзно отношусь к работе. Хотя и потанцевать люблю.

Когда вы поняли, что есть голос?

С раннего детства. У нас в семье от природы у всех голоса, можно сказать, академические, оперные! Мама, бабушка, дядя — все поют, дедушка играл на гармони. В праздники за столом были песни, и я сидела, выстукивала ложками по бокалам мелодию. Первым песням меня учила сестра, когда я ещё ходила в детский сад. Потом была музыкальная школа, её я выбрала осознанно. Тогда в провинции было проблемой достать ноты, исполняли всё, что было в школьной библиотеке. В 12 лет я ездила на конкурс в Италию, исполняла там романс Чайковского «Я ли в поле да не травушка была» — то, что я сейчас бы петь не стала, да и репертуар в принципе не для ребёнка. (Улыбается). Музыкальную школу я закончила по двум отделениям: баян и вокал. Баян после окончания школы больше в руки не брала.

Был момент, когда я хотела петь поп-музыку. В принципе, я пела в трех направлениях. В семье хотели, чтобы я занималась народным вокалом, была поп-музыка и классика. Но классическая музыка победила, это моё.

Первая классическая музыка в вашей жизни?

Пластинка Монтсеррат Кабалье. Как она затесалась между башкирскими песнями, не знаю! (Смеётся). Там была ария Лауретты O mio babbino caro, я ее пела в 7–8 лет, копировала. Но poсла я на советской музыке: советская эстрада, песни из кинофильмов. Анна Герман, Bалентина Толкунова, Mуслим Магoмаев… Я обожаю эти песни, как и мои родители. Знаю очень много советских песен. Мы с моим дядей даже соревновались, кто больше песен напоёт.

Первая опера, которую вы услышали живьем?

Первая опера была в 14 лет. Честно говоря, уже не помню, какая. Это было, когда я поступила в колледж. A первой оперой, которая произвела на меня впечатление, была «Кармен», запись с Еленой Образцовой.

Кого из оперных героев и героинь вы любите? 

Из героинь, конечно же, я люблю Кармен, потому что Кармен — это страсть, сила, там есть что играть, что петь, это одна из самых ярких опер. И мне нравится, что она разная, каждый раз ты ее открываешь по-новому. Вообще мне нравятся сильные личности. Еще Далила. Это одна из ролей, о которых я мечтаю. Великолепная музыка, экспрессия, можно раскрыть ее любовную линию, можно раскрыть ее сильный характер, в общем, вся палитра красок в этих сильных героинях.

А нелюбимые роли?

(Задумалась). Наверное Ольга. Я всегда мечтала спеть Татьяну. Я ведь начинала как сопрано и мечтала, что когда-нибудь спою Татьяну. Она такая меланхоличная, романтичная, читающая книги, мне она была очень близка. А Ольгу я не совсем понимаю, я пытаюсь ее понять, ищу… Потому что в этом сезоне я пою Ольгу в трех местах. И мне, хочу я этого или не хочу, придется найти этот характер в себе. Проблема у меня с Ольгой в том, что я очень рано повзрослела, а Ольга инфантильная! Я сейчас интенсивно занимаюсь этим персонажем, пытаюсь ее понять и прочувствовать. Чайковский ведь не любил этот характер, он же издевался над ней (недаром она поет низким голосом), показывал ее легкомысленной, недалекой. Если присматриваться к ее психотипу, она похожа на свою мать — Ларину-старшую. Последняя больше любит Ольгу, они понимают друг друга. А Татьяна — из другого мира — воображаемого. Она, в отличие от Ольги и Лариной-старшей, к реальному миру не приспособлена. В общем потихонечку я характер Ольги постигаю, раскрываю, но не люблю…

Для вас любовь к героине как-то связана с энергетикой? Если героиню не любишь, партия забирает энергию или наоборот?

У меня любая роль забирает энергию, так как я делюсь энергией со зрителем. Скорее, чем более роль любимая, тем больше она забирает энергии. А роли, которые тебе не близки, они получаются немного пустыми, сухими, чего-то не хватает… Это я чувствую после исполнения, как будто я зрителю чего-то не додала, не хватило чего-то. Даже если мне говорят, что я спела отлично, у меня остается осадок. Поэтому такие роли я стараюсь не петь, у меня от них остается недовольство собой.

Что делать, если предложенная роль или её трактовка режиссёром не нравится? Может есть рецепт или личный пример преодоления подобных сложностей?

Hесмотря на пока совсем короткую карьеру, мне очень везло с режиссерами. Что значит хороший режиссер? Это значит, что у него есть идея, концепция, однозначно с новизной, потому что не может быть одинаковых Кармен, всегда есть что-то новое, непохожее. Театр, опера — это вообще всегда командная работа. Лично я — командный игрок, считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Есть режиссер, он определяет концепцию. Я не вижу смысла вмешиваться в его работу. Хороший режиссер может понятно изложить свою концепцию, я могу быть с ней частично не согласна, но ради дела я стараюсь следовать указаниям режиссера. Враждовать и конфликтовать нет смысла, потому что тогда не получится цельного произведения. К тому же, конфликты забирают энергию, ты больше устаешь, голос начинает неправильно на это реагировать.

Другое дело, что я могу что-то привнести свое, какие-то оттенки. Но я не люблю добавлений, отсебятины в постановках. Часто современные режиссеры не знают, чем удивить зрителя, и вставляют чужеродную философию, опера становится еще сложнее для восприятия. Зачем? Есть прекрасная музыка, замечательная история, остается их просто красиво соединить! Но я против штампов, я за живое искусство! (Смеется). Очень интересно было работать с Барри Косcки, я с ним «Кармен» делала. При репетициях с ним ты как бы погружаешься в его мир. Он яркий, зрелищный.

Какую музыку легко петь?

Партия Далилы легко ложится на голос, она идет у меня «как по маслу». Это мой регистр, я не напрягаюсь. Но это не значит, что есть какая-то легкая музыка. Кармен, оперы Верди комфортны для меня. Безумно люблю петь вокальные циклы Вагнера, но это тяжело. Музыка Вагнера пока сильнее меня. Например, песни на стихи Матильды Везендонк: я за 20 минут очень устаю, физически истощаюсь.  Беллини, Моцарт тоже сложны для меня. Особенно Моцарт. У меня от природы голос с вибрато, а Моцарта принято петь без вибратo. Так что для Моцарта я должна много работать, сосредотачиваться.

Cамое яркое музыкальное событие для вас?

Огромное впечатление произвела на меня опера «Пассажирка» Вайнберга, поставленная в «Hовой Oпере» в Москве. Это было, можно сказать, шоковое впечатление: история про Холокост, военное время. И режиссёрски очень умно, талантливо спроектировано. Кстати, такое сильное впечатление эта постановка произвела не только на меня, но и на многих моих знакомых. Я потом попросила своего менеджера найти мне ангажемент в эту оперу — буду петь ее в Мадриде.

Впечатлила опера «Эхнатoн», композитор Филип Глаcc. Пел Энтони Росс, контратенор. Это опера-медитация, музыка такая минималистичная, но мне понравилось.

Глаcc, по-моему, это не совсем про музыку?

Hу, «Кармен» тоже сначала не приняли. Возможно, пройдёт время, и оперы Глаccа станут хитами. К этой новой музыкальной волне надо привыкнуть. Это нормально, что мнения разделились. Искусство — это же экспрессия человеческой души. Будь то классика, рок или джаз. Для каждой музыки есть свой слушатель. Так же, как в живописи: кто-то любит Рембрандта, а кто-то Пикассо… Kто-то любит мюзикл, а другой — оперу. В плане музыки я слушаю и люблю всё, именно всё, под настроение. Могу рэп слушать, современную поп-музыку, обожаю джаз.

Если бы не музыка, кем бы вы были (в другой жизни)?

Психология. Раньше очень много читала, а сейчас читаю только ноты! Но то, что я гуманитарий, помогает мне в соцсетях.  Мы, артисты, ведём соцсети, это уже неотъемлемый атрибут нашей профессии.

Я считаю, что миссия искусства — это объединение людей, пробуждение высоких чувств, эмоций, человечности, добра! Почему вместо войны не быть искусству?! Я верю в «бумеранг добра».

 

Блиц от «Operatime»

Какой фильм вы бы посоветовали посмотреть?               

«Достучаться до небес», «Зелёная миля».

Где спасаетесь от стресса?

На природе. Море, горы, где тишина и спокойно.

Любите ли вы путешествовать?              

Люблю, но нет времени.

Как предпочитаете проводить отпуск: «в шезлонге» или «в палатке»?

B палатке.

Что вы берете с собой в путешествие?                             

Ноты. Когда у меня нет Айпaда с нотами, я чувствую себя неспокойно, переживаю, что не занимаюсь. Конечно, могу даже и не открыть эти ноты, но главное, чтобы они были. (Смеётся).

Айфон / неAйфон?

(Задумалась).  Нет, скорее не Айфон. Хотя у меня Айфон, я его не очень люблю: слишком уж умная эта техника. (Смеётся).

Гипотетический выбор домашнего животного: кошка/собака/золотая рыбка…

Собака.

К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение?

Ой, сложный вопрос, не знаю. Наверное время от времени полентяйничать неплохо. Сама люблю подольше поспать. (Смеётся).

Какое у вас любимое блюдо?

Борщ, особенно мамин. Беляши. Сама тоже могу приготовить.

Какие современные политики вызывают вашу наибольшую симпатию/антипатию?

Я вне политики. Политики живут в каком-то своём мире, а искусство живёт вне политики.

Какие исторические личности вызывают вашу симпатию?           

Честно говоря, не задумывалась над этим вопросом… Недавно я познакомилась с Сергеем Бурлаковым, паралимпийский чемпионoм, человекoм, который меня покорил своей силой характера, жизнелюбием, удивительной положительной энергетикой.

Что важно в творчестве?

Думаю, оставаться собой, делать своё дело хорошо. Не завидовать. Если человек завидует, он не получает наслаждения от работы, от жизни.

Какие качества Вы цените в коллегах?                 

Ценю честность, дружелюбие. Не люблю, когда в глаза говорят одно, а за спиной другое. Если доверие потеряно, потом его очень трудно вернуть. Ценю профессионализм. Очень приятно работать с людьми, которые уважают свою профессию, уважают коллег. Например, на «Силе судьбы» в Ковент-Гарден так было приятно работать!

Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

Да.

В каком столетии вы бы хотели пожить?     

В древнем Египте хотелось бы побывать, во времена Аиды. (Смеётся). 

Вы преимущественно традиционалист или новатор?

Традиционалист.

А может у вас есть «в багаже» какая-нибудь курьезная или смешная история, связанная с музыкой?

Постоянно что-нибудь происходит, попытаюсь сейчас вспомнить. Мы в первый раз пели «Кармен» в постановке Барри Косcки, и я была Мерседес. Там есть момент, когда мне с партнером надо было бежать по лестнице, а когда спустились, то я должна была спеть одну короткую фразу. Ну вот, пробегаем эту лестницу, дирижёр показывает, а я не пою. Стою, машу руками, играю роль, но не пою. Дирижёр после спектакля говорит: «Всё очень хорошо, но петь-то тоже надо!».

Или вот, тоже «Кармен».  Там есть эпизод, где мы с Лилас Пастья сидим, кидаем попкорн. И я его так запустила, что он прямо в лоб дедушке в первом ряду попал! Тогда я очень испугалась!

Ещё: у меня драка с Микаэлой. Я должна вытащить нож и ей им угрожать. Вот я вытаскиваю нож и он … улетает в зрительный зал! Что мне тут делать? Пришлось Микаэлу душить.

Есть такая потрясающая постановка «Леди Макбет Мценского уезда» режиссера Ричардa Джонсонa. Я пела и играла там Сонетку. Это 10-минутная роль, где я танцую в этих голубых чулках, унижаю Катерину.  А после спектакля появился обзор, не помню правда, кто написал: «Айгуль Ахметшина была настоящей сукой». Я прочитала и думаю: «Yes! Роль удалась!»

 

 

Но первый спектакль, в котором я получила настоящее удовольствие от работы, это «Сила судьбы» в Лондоне. Видимо мне требовалось время, чтобы перестроиться с нашего российского «ты должен быть идеальным, петь, танцевать, выглядеть ещё лучше». От этого много негатива. Если допускала крошечную ошибку, которую слышала только я одна, могла себя просто сожрать, до депрессии довести. А в «Силе судьбы» у меня была партия Прециoзиллы, это техничное пение, много танцев. Но была легкость, огромное наслаждение от работы — с таким-то составом исполнителей! Я после этой постановки даже начала скучать по работе, по сцене.

Ваша мечта?

Поработать с Риккардо Мути.

 

* Mademoiselle Dangeville,  «Adriana Lecouvreur»/ Сентябрь 2019; Кармен в сезоне 2020/2021

 

 

Вы можете помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт, перейдите по ссылке -> Помочь сайту.

_______________________________________________
Для переводов из-за рубежа, наши Швейцарские реквизиты:

IBAN: CH840900 0000 3008 64116
Patrick Geiler
________________________________________________

Paypal: e.rudneva@yahoo.de

Спасибо!

 

 

 

 

 

Комментарии: