OperaTime.ru

Главная > Рецензии > Две премьеры в Мариинском

Роман Рудницкий, 2 августа 2022 в 18:16

Две премьеры в Мариинском

Нынешний сезон в Мариинском театре завершился довольно странно: фестиваль «Звезды белых ночей» прошел практически без премьер (за исключением одной балетной), зато уже после его закрытия на Исторической сцене с разницей в неделю состоялось премьеры сразу двух новых оперных постановок — «Дона Паскуале» Доницетти и «Итальянки в Алжире» Россини. Удивляет и столь короткий перерыв, и то, что выбраны были произведения одного жанра — опера-буффа. Более того, обе оперы в некоторой степени обязаны своим появлением одному человеку — либреттисту Анджело Анелли.

Следствием такого подхода стало то, что в обеих постановках неизбежно оказались задействованы одни и те же солисты, что не могло не отразиться на качестве собственно премьерных спектаклей, где была очень заметна нехватка репетиций. Однако я побывал на большинстве спектаклей обеих постановок и должен сказать, что за дни после премьер их качество заметно выросло.

Премьера «Дона Паскуале» состоялась 19 июля. Строго говоря, это было возобновление постановки Юрия Александрова, шедшей на той же сцене 40 лет назад, но возобновление с существенными изменениями. Прежде всего, в то время опера, конечно, исполнялась исключительно на русском языке, и могу предположить (сам я ту прежнюю версию не застал), что в ней было сделано довольно много купюр. Теперь же в театре решили предложить зрителям сразу два варианта: основной на итальянском и дополнительный — на русском, причем независимо от языка опера исполнялась полностью (для сравнения, в нынешней постановке Большого театра существенно сокращены два номера: дуэт Норины с доктором и ария Эрнесто). Итальянская и русская версии, подготовленные режиссером Ильей Устьянцевым, несколько различаются, поскольку русский текст заметно расходится с оригиналом и порой подразумевает совсем другие мизансцены.

Постановка вполне классическая, на сцене детально воспроизводится атмосфера XVIII века, а за счет постоянно присутствующих масок итальянской комедии дель арте как бы подчеркивается родство оперы-буффа с этим жанром. В русской версии буффонады было на мой вкус чересчур много, а присутствующие в этой опере лирика и легкая грусть отошли на второй план. Итальянские спектакли получились в целом гораздо гармоничнее.

Премьеру оригинальной версии пели Магеррам Гусейнов (Дон Паскуале), Ольга Пудова (Норина), Борис Степанов (Эрнесто) и Вячеслав Васильев (доктор Малатеста). И этим спектаклем, и большинством последующих дирижировал Валерий Гергиев, до недавнего времени не проявлявший к бельканто сколь-либо заметного интереса, и такое внезапное рвение не может не радовать любителя этой музыки. Как я уже писал выше, первый спектакль вышел довольно рыхлым, ко всем исполнителям, за исключением разве что Гусейнова, у меня возникли те или иные претензии, но в последующие дни и Васильев, и в особенности Пудова звучали заметно лучше. Гусейнов спел после премьерного еще два спектакля, и теперь уже можно без преувеличения сказать, что в театре родилась новая звезда, достойная лучших мировых сцен. Также заглавную партию исполняли Мирослав Молчанов и Яков Стрижак (русская версия).

В партии Норины по-итальянски кроме Пудовой блистала также Антонина Весенина; достойно, но не столь ярко исполнила ее Екатерина Савинкова. Великолепной Нориной в русской версии оказалась Кристина Гонца, которую в дальнейшем хочется услышать и в оригинале — в том числе и потому, что русский текст препятствует исполнению необходимых вариаций при повторах.

Особенно радует, что в театре появилось сразу несколько теноров, способных петь бельканто. К сожалению, я не попал на спектакль с участием Дениса Закирова (он пел русскую версию в компании Оксаны Шиловой, Якова Стрижака и Ефима Завального), но из тех, кого я слышал, прекрасное впечатление произвели тенор-альтино Клим Тихонов, который по сравнению с первыми спектаклями россиниевской «Золушки» заметно вырос в том числе и как артист, а также более «крепкий» лирический тенор Роман Широких. Из баритонов хочется выделить прежде всего Ефима Завального, который к тому же успел освоить свою партию сразу на двух языках, но в дальнейшем хотелось бы услышать также Романа Бурденко и Павла Янковского, присутствующих в общем списке исполнителей.

«Итальянку в Алжире» поставила режиссер Екатерина Малая, уже хорошо знакомая петербургским любителям бельканто по полусценической «Золушке» на сцене Концертного зала Мариинки. Как и в прошлый раз, не обошлось без заимствований, в том числе и из того же Поннеля, но в результате получился яркий, веселый и красочный спектакль, в меру традиционный, несмотря на современные наряды героев, и хорошо передающий восточный колорит.

Особо хочется отметить, что тенденция, отмеченная мною в предыдущей заметке, сохраняется: «Итальянка», как и «Дон Паскуале», звучит без купюр, не считая минимальных сокращений в сухих речитативах.

Премьерный спектакль 27 июля пели Ильдар Абдразаков (Мустафа), Екатерина Сергеева (Изабелла), Борис Степанов (Линдоро), Сергей Романов (Таддео), Юлия Сулейманова (Эльвира), Евгений Чернядьев (Али), Светлана Карпова (Зульма), дирижировал вновь сам Гергиев. Как и в случае с «Доном Паскуале», нехватка репетиций была очень заметна, и особенно удивил в этом плане Абдразаков, давно знающий свою партию и многократно певший ее в лучших театрах мира. Только в вечернем спектакле 31 июля Абдразаков в полной мере продемонстрировал свой истинный уровень.

Сергеева создала яркий образ взбалмошной итальянки, однако ее манера пения плохо подходит для опер бельканто, а верхние ноты звучат чересчур резко. Зато практически безупречно, каждая по-своему, спели эту сложнейшую партию 31 июля Дарья Росицкая и Цветана Омельчук: у первой больше красок в голосе, вторая более виртуозно выпевает сложнейшие колоратурные пассажи. Стоит отметить, что обе эти певицы оказались вынуждены спеть по две оперы за один день: Омельчук дважды исполнила партию Изабеллы (утром и вечером), тогда как Росицкая до «Итальянки» успела поучаствовать в концертном исполнении фрагментов «Гугенотов», где спела обе арии пажа Урбана, включая редко звучащее вставное рондо из второго действия.

Но еще более сложную задачу в театре поставили перед Гусейновым, который накануне вечером пел дона Паскуале, а в этот день ему пришлось дважды петь Мустафу — в 11.00 и в 15.00 (третий спектакль в 19.30 пел уже Абдразаков). Надо сказать, что справился он блестяще и ничуть не проигрывал в неизбежном сравнении со знаменитым коллегой.

Из теноров вновь следует отметить Тихонова, а также Закирова, хоть он и допустил пару небольших ошибок, не вовремя вступив в ансамблях. Среди исполнителей партии Таддео безусловно наиболее интересным был Сергей Романов, а в качестве покинутой жены бея Эльвиры неплохо показала себя Юлия Сулейманова (к сожалению, Кристину Гонцу в этой партии мне пока услышать не удалось, а Анастасия Лерман впечатления не произвела).

К обеим премьерам были подготовлены красочные буклеты с довольно информативными статьями, содержащими, однако, ряд досадных неточностей. Например, утверждение о том, что Доницетти завершил работу над «Доном Паскуале» за 11 дней, хоть и основывается на его собственных словах, не вполне соответствует действительности, поскольку указанный срок не включает работу над оркестровкой и многочисленные исправления, который композитор вносил в партитуру до самой премьеры. А подробно описанная в статье «solita forma», основа любой оперы бельканто, почему-то по версии авторов включает в себя сухой речитатив (вообще отсутствующий в «Доне Паскуале», тогда как реальная первая часть базовой четырехчастной структуры, называемая «tempo d’attacco», не упомянута вовсе.

В уже опубликованной афише на сентябрь присутствуют три спектакля «Итальянки в Алжире» и четыре — «Дон Паскуале» (один из них в Концертном зале — по всей видимости, на русском).

И раз уж я упомянул исполнение фрагментов «Гугенотов», стоит упомянуть, что премьера этой великой оперы также запланирована на новый сезон. Утром 31 июля отдельные номера оттуда исполнили Гамид Абдулов (Рауль), Анастасия Калагина (Маргарита), Екатерина Гончарова (Валентина), Дарья Росицкая (Урбан), Олег Сычев (Марсель), Егор Чубаков (Невер). Сцены с участием графа Сен-Бри не звучали. Меня порадовало включение в концерт рондо Урбана из второго действия, однако несколько смутила пара купюр — в хоровой сцене из первого действия и особенно в арии Маргариты, в целом прекрасно исполненной Калагиной. Хочется верить, что наметившаяся тенденция исполнять оперы без купюр распространится и на Мейербера, который безусловно достоин того, чтобы его шедевр предстал перед зрителем во всем своем блеске, а не в усеченной и адаптированной версии, как это зачастую случается.

Вы можете с̶о̶с̶т̶а̶в̶и̶т̶ь̶ ̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶е̶ ̶ц̶е̶л̶о̶й̶ ̶ж̶и̶з̶н̶и̶!̶ ̶И̶ ̶о̶н̶о̶ ̶в̶а̶м̶ ̶н̶и̶ч̶е̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶с̶т̶о̶и̶т̶ь̶!̶ ̶В̶ы̶ ̶з̶н̶а̶е̶т̶е̶ ̶т̶р̶и̶ ̶к̶а̶р̶т̶ы̶ помочь нашему проекту: перевести с помощью способа, расположенного ниже, любую сумму — безвозмездно в поддержку сайта. Имя или никнейм каждого дарителя, пожелавшего заполнить поле «Комментарий», появится в разделе «Они нас поддержали».

Чтобы поддержать сайт:

Paypala.rudnev@yahoo.de

Спасибо!

Комментарии:

Sbobet88

https://4sewa.com/wp-content/sweetbonanza/

Sbobet88

https://negintavakoli.com/wp-content/sbobet88/

https://bartarazkhod.ir/wp-includes/slot-bonus/

slot qris

slot bet 100

slot bet 100

slot77

joker123

sbobet

slot bet 100

sbobet

gates of gatotkaca

slot joker123

slot joker123

bonus new member

slot bet kecil

pragmatic play

slot bet 200

joker123

aresgacor

gadunslot

slot777

slot gacor

slot joker123

pragmatic play

bonus new member

https://414products.com/slot-gacor/

pragmatic

slot qris

slot777

slot777

slot777 online

slot88

pragmatic play

slot pragmatic

slot pragmatic

slot777

pragmatic

sbobet

joker123

slot gacor

slot gacor

slot bonus

slot777

sbobet

https://www.natagaml.com/wp-content/slot-bonus/

https://avalonwebdesigns.com/wp-content/slot88/

https://www.moreto.cat/wp-content/slot-bonus/

https://autotextile.com.ua/wp-content/sbobet88/

slot mahjong

slot resmi

slot88

sbobet

slot88

sbobet

slot resmi

slot thailand

slot server thailand

slot thailand

sbobet

slot server thailand

slot server thailand

slot server thailand

sbobet

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

Slot Server Thailand

akun pro thailand

slot server thailand

rtp slot

sbobet

rtp live hari ini

SBOBET

Slot Hongkong

slot server singapore

slot kamboja

slot777

slot88 resmi

slot gacor

slot server thailand

slot qris

slot777

slot server kamboja

SBOBET

Gates of Olympus

Baccrat Online

Slot

slot bet 200

slot resmi

spaceman

slot server thailand

rtp slot